История "люков" насчитывает уже более 150 лет. Появление их связанно с зарождением городских коммунальных служб в наиболее урбанизированных городах мира в 1830-40-е годы. В каждом городе была своя специфика развития систем ЖКХ, однако, в отношении люков действовал общий фактор - когда улицы получили твердое покрытие, начали асфальтироваться, люки стали необходимостью.
В разных странах принимались свои национальные стандарты, однако общемировая тенденция заключается в выделении классов тяжелых (номинальная нагрузка 25 тонн) и легких люков (номинальная нагрузка 1,5 тонны), а также в изменении формы и размеров люков в соотвтествии с назначением сети и видом использующегося в колодце оборудования.
Современные люки выполняют несколько основных задач: препятствуют попаданию осадков в подземные кабельные и водопроводные сети или, наоборот, способствуют стоку ливневой канализации, служат отправной точкой при проведении ремонтных работ, обеспечивают безопасность пешеходного и автомобильного движения и надежно защищают колодец с системами водоотвода.
ООО "ПКФ "ОЛИМП" - организация, работающая на рынке поставок строительных материалов для сферы ЖКХ, предлагает большой ассортимент канализационных люков. Мы представляем люки и дождеприемники ГОСТ 3634-99. Этот стандрат разработан на основе европейского стандрата EN 124-1994 "Люки сточных и смотровых колодцев для автомобильных и пешеходных районов. Требования к конструкции, испытания, маркировака, контроль качества" и соответствует ему в части технических требований, в том числе нагрузок, применяемых материалов, методов испытаний и маркировки: люк Л - классу А15, люк С - классу В125, люк Т- классу С250.
Тип люка выбирают в зависимости от места установки и делят их на Л, С, Т:
- Люк типа "Л" устанавливается в зонах зеленых насаждений, пешеходных зон.
- Люк типа "С" - на автостоянках, тротуарах и проезжей части городских парков.
- Люк типа "Т" предназначен для городских автомобильных дорог с интенсивным движением.
- Люк ГТС - для установки на смотровых кабельных колодцах и коробках телефонной канализации.
По исполнению люки подразделяют на:
1 - общего назначения;
2 - с запорным замковым устройством;
3 - имеющие в конструкции крашки углубление под заполнение бетоном;
4 - с устройством для подъема крышки с помощью стандартного грузоподъемного механизма;
5 - с усиленной заделкой корпуса анкерными болтами;
6 - с крышкой, состоящей из двух частей;
7 - с шарнирно прикрепленной к корпусу крышкой;
8 - с квадратной или прямоуголной формой крышки или корпуса
Дополнительно в условное обозначение люка вводится обозначение инженерных сетей, для которых предназначен люк:
В - водопровод;
К - бытовая и производственная канализация;
Д - дождевая канализация;
ТС - тепловая сеть;
ГС - газовая сеть;
ГКС или ГТС - городская кабельная или телефонная сеть.
Корпуса, крышки люков, корпуса и крышки дождеприемников изготавливают из серого чугуна марка не ниже СЧ20 по ГОСТ 1412 или ВЧ (ВЧШГ) высокопрочный чугун. Допускается замена марки чугуна, обеспечивающая номинальную нагрузку. Кроме того, допускается корпуса люков типов "Л" изготавливать из полимерных материалов и чугуна в сочетании с бетоном. Внутренние запорное устройства люков изготавливаются из стали марки не ниже Ст3 по ГОСТ 380 с антикоррозионным покрытием.
На сегодняшний день лучшим материалом для изготовления люков, обладающим большим запасом прочности и высокими антикоррозионными свойствами для трудной уличной службы является чугун. К сожалению, именно поэтому коммунальным службам города и области приходится сталкиваться с наболевшей проблемой - защитой люков от воров. Охотники за металом вывозят люки с улиц десятками на пункты приема металлолома. В результате возникает реальная опасность для жизни прохожих и автомобилистов. Мы предлагаем варианты решения этой проблемы:
- люки с шарнирным креплением крышки и с замком ("Л", "С", "Т", "ДК")
- люк тип "ТВК" - "танковый люк"